11.08.14

Деревянных дел мастер

Евгений Десятов сделал шкаф в стиле классицизма

Здесь всё удивительно — большой посудный шкаф с фронтоном, бюро с часами, журнальный столик и столик под ТВ, кровать и прикроватный табурет, кресла и трюмо, межкомнатные двери и дверные проёмы, гардины, комод, киот для икон…

Фрагмент бюро

Каждый из названных предметов сделан вручную из массива дерева, украшен резьбой и покрыт лаком. Но это не музей, не мастерская и не выставочный салон. Это обычная жилая квартира, и мебель здесь используется по назначению — на ней лежат покрывала, стоит посуда, письменные принадлежности и сотовые телефоны, в ней хранится одежда и другие вещи.
Некоторые резные детали уже потемнели, другие, наоборот, слегка пообтёрлись, на иных лак выцвел или даже сошёл. Видимо, пользуются ими уже долгое время.
— Такой лак, каким я покрывал мебель, держится максимум лет пять. И нужно лакировать заново. Но я бы хотел использовать настоящий, качественный, а его в нашем городе достать непросто, да и стоит он значительно больше… Старинная мебель покрыта натуральными лаками, которые делали из африканских пород деревьев, поэтому их хватало лет на пятьдесят… — рассказывает автор этой деревянной красоты житель Алапаевска Евгений Германович Десятов. Кстати, вензеля с его именем — «ЕД» — присутствуют почти на всех изделиях.

Столешница журнального столика

Резьба по дереву — увлечение, которому Евгений Германович посвящал свободное от работы в проектном бюро время. Днём работал на АМЗ, а перед выходом на пенсию на АСЗ, а вечером в гараже строгал, выпиливал, шкурил, тонировал.
— Не скажу, что занялся этим вдруг. Я с детства умел работать с деревом — вырезал разные фигурки, но всерьёз подошёл к такой работе уже в зрелом возрасте, — вспоминает мастер. — Конечно, сперва мне пришлось перечитать всю доступную литературу по архитектуре, ведь конструктивные элементы мебели делаются по её законам. А потом стал изучать книги по изготовлению корпусной мебели… К примеру, этот двухкорпусный шкаф я спроектировал по подобию здания, что стоит в Одессе, уже не помню, какого именно. Вырезал его два года. И он уже двадцать пять лет стоит…
Его увлекает сам процесс. Как сделать ту или иную деталь, как закрепить, покрыть морилкой или сразу лаком. Как потом выполнить столешницу: фанеровать шпоном или применить маркетри (мозаика из фигурных пластинок), а может интарсию (фигурные изображения или узоры из пластинок дерева). Дни, месяцы, годы уходили на создание деталей интерьера. И вот результат — каждый элемент прекрасно вписался в пространство маленькой квартиры. Правда, ещё не всё закончено, например, комод только в процессе работы. Его корпус готов, а вот отделку ещё предстоит завершить.
— Корпус я делаю из сосны, а резьбу, в основном, из липы. Хотелось бы взять орех, но его по одной доске не продают, говорят, выписывайте сразу кубометр, а мне куда столько? Вот и обхожусь тем, что есть… Откуда у меня тяга к резьбе? Даже не знаю, художников в роду нет. Но я проектировщик в третьем поколении, этой же работой занимались мои отец и дед, да и сын пошёл по моим стопам и стал авиаконструктором. Так что я в резьбе — самоучка, — рассказывает Евгений Германович. — Но самоучкой надо быть образованным — начинать с книг. Вот я всё, что смог найти по этому ремеслу, прочитал и сейчас в Интернете читаю. А передать знания кому? Кто бы делал, я бы научил.

Фрагмент отделки шкафа

— Неужели у вас за эти годы учеников не было?
— Были, конечно, те, кто интересовался. Но… не глубоко и не для души. Понимаете, на этом нельзя заработать: ты тратишь очень много времени, вырезаешь, изучаешь, делаешь. А за сколько, к примеру, можно продать этот же шкаф? И кто его купит за такие деньги? Поэтому, считаю, такая работа только для души… Я не могу сидеть без дела и ничем не заниматься, поэтому, хоть у меня уже три операции на сердце и две — на глазах, а я всё равно делом занят.
И не только резьбой. Евгений Германович ещё и рисует. Маслом. Причём, пользуется красками, которые купил пятьдесят лет назад. Но картины не придумывает, а копирует. Например, австрийского живописца первой половины XX века Ханса Зацка (у него стилизованные античные сюжеты). Вот и сейчас мастер пишет сразу четыре картины. Говорит, что пока световой день длинный, он постарается их закончить, поэтому уделяет им часа по три в день. А после приступит к вырезанию рамок, которые сделает под стать изображённым сюжетам — в стиле рококо.

Анна ОЩЕПКОВА
Фото автора

comments powered by HyperComments