21.03.17

Долг платежом страшен

Николай Травников

Николай Травников

Они действуют в лучших традициях лихих 90-х и выглядят замшелыми артефактами эпохи, когда бандиты были в почёте. Но тем, кто столкнулся с методами коллекторов, обычно не до смеха…

Пострадали соседи
Примечательно, что под «горячую руку» коллекторов порой попадают не только должники, а те, кто волею судеб оказался рядом. Вы можете не брать никаких займов, но при этом оказаться в центре «кредитной мясорубки».
Жительница Алапаевска Лариса (имя изменено) оформила микрозайм на 15 тысяч рублей до зарплаты. Но вовремя погасить долг не смогла, потому что её внезапно уволили с работы.
В начале коллекторы беседовали непосредственно с Ларисой, которая пыталась объяснить ситуацию кредиторам: потеряла работу, дома маленький ребёнок, и просила предоставить отсрочку. Отказ.
Спустя две недели коллекторы начали звонить по несколько раз на дню, а потом ещё и угрожать приездами. Потом они ненавязчиво стали предлагать девушке привлечь к оплате кредита родственников. Затем рэкетиры почему-то обратили внимание на её соседей. По версии коллекторов, те укрывали должницу. За то, что люди оказались не в том месте, они поплатились порчей своего имущества.
На вопрос девушки: «При чём здесь соседи?», последовал встречный вопрос: «А как нам выбивать у вас деньги?»…
— Я понимала, что долги – это, конечно, плохо, и свои обязательства всё равно придётся выполнять. Рассчитаться с этой организацией в итоге мне помогли родственники, — говорит Лариса. — Я никому не советую связываться с микрозаймами: берёшь чужое, а возвращаешь своё…

Как коллекторы должны работать с заёмщиками
1 О привлечении коллекторов банк (микрофинансовая организация) обязан письменно уведомить заёмщика-должника в течение 30 дней.
2 Любое взаимодействие с заёмщиком по поводу взыскания долга, за исключением почтовой переписки, вправе осуществлять только непосредственно кредитор или лицо, действующее от его имени и обязательно имеющее либо статус банка, либо статус коллектора (коллекторской организации), внесенного в госреестр.
3 Взаимодействие с заёмщиком предполагает установление контактов только с ним, но допускает возможность взаимодействия и с третьими лицами при условии, что на это выражено и не отозвано их согласие и согласие должника.
4 Кредитор можете передать данные о должнике коллектору или новому кредитору только при наличии согласия самого должника. При этом должник может в любой момент отозвать своё согласие, что станет прямым препятствием для передачи взыскания долга коллектору.
5 При взаимодействии с должником запрещается:
— публиковать данные о должнике в интернете, направлять по месту работы, размещать в зданиях;
— беспокоить должника ночью – с 22 до 8 часов в рабочие дни, с 20 до 9 часов в нерабочие, праздничные и выходные;
— нарушать установленную частоту взаимодействия: для личных встреч — один раз в неделю, для телефонных переговоров — один раз в сутки, два раза в неделю и восемь раз в месяц;
— вести взаимодействие и работу по взысканию долга в части проведения личных встреч и телефонных переговоров с гражданами, проходящими процедуру банкротства, ограниченными или лишенными дееспособности, находящимися на лечении в медучреждении, являющимися инвалидами 1 группы или несовершеннолетними;
— скрывать телефонный номер, с которого ведётся общение с должником или отправляются сообщения, а также звонить с номеров, не принадлежащих кредитору или коллектору.
6 Основным, а при несогласии или отзыве согласия должника единственным вариантом взаимодействия признаётся почтовое, что, по сути, означает возможность заёмщика свести своё общение с коллектором только к получению от него писем-претензий.
7 Своё несогласие общаться с коллектором (кредитором), то есть официальный отказ от взаимодействия, заёмщик-должник может выразить только спустя четыре месяца со дня образования просрочки по кредиту (микрозайму).

Угрожать не имеют права
Насколько правомерны подобные действия коллекторов и часто ли возникают в нашем городе и районе подобные ситуации, мы поинтересовались у начальника отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних капитана полиции Николая Травникова.
— Есть ли в Алапаевске и Алапаевском районе коллекторские агентства?
— Как таковых нет. Потому как коллекторское агентство — это юридическое лицо, у которого должна быть весьма широкая клиентская база. В небольшом городе её просто негде взять.
У нас есть организации по взысканию задолженности. Они могут называть себя как угодно. Но суть их одна — взыскать долг по кредиту.
Конечно, существуют порядочные агентства, которые поступают как положено: собирают пакет документов, отправляют его в адрес полиции с просьбой провести проверку на предмет наличия мошеннических действий лица, который брал кредит. Сотрудники полиции проводят проверку, и в случае, если устанавливается факт мошенничества, возбуждается уголовное дело и направляется прокурором в суд для рассмотрения. Если выносится обвинительный приговор, организация-кредитор подаёт в отношении должника гражданский иск и взыскивает с ответчика долг в установленном законом порядке. Такие примеры у нас есть.
Но большинство взыскателей — так называемые хулиганы. Они занимаются банальным вымогательством, открытой травлей, угрозой в социальных сетях, по телефону и лично. Иногда переступают закон — повреждают чужое имущество, угрожают убийством, занимаются различными самоуправными действиями.
Большая часть должников сегодня – это клиенты микрофинансовых организаций, многочисленных контор, которые обещают любому так называемые «лёгкие» деньги. На деле же все эти «быстрые кредиты без залогов и поручителей» ложатся непосильным бременем на семейные бюджеты, поскольку речь идёт о сотнях процентов годовых! Как только клиент не справляется с растущим как на дрожжах долгом, его тут же передают коллекторским агентствам, готовым отобрать у человека последнее.
— Какова статистика коллекторских деяний на нашей территории?
— На действия коллекторов в 2016 году в алапаевский отдел полиции поступило 49 заявлений. Три уголовных дела находятся в стадии расследования.
За первую декаду 2017 года обращений от граждан на действия коллекторов не поступало.
— Как защитить себя от рэкетиров, готовых начать травлю любого, кто попал в сложную жизненную ситуацию?
— Ни при каких условиях коллекторы не имеют права входить в ваш дом. Это могут делать только судебные приставы, органы защиты правопорядка и только при наличии соответствующего ордера.
Если к вам пришёл коллектор, он обязан представиться и сказать, какова цель его визита. Ни в коем случае не провоцируйте его, не отвечайте на провокации, не хамите, не грубите, не переступайте черту закона. Естественно, не стоит беспричинно применять физическую силу.
Телефонные разговоры с коллектором лучше записывать на диктофон. Благо сейчас большинство современных мобильных телефонов оснащено диктофонами. Лучше, если при разговоре будет присутствовать кто-то ещё, например, родственник.
Как правило, коллекторские агенты приезжают на машине. Запомните марку автомобиля, номер. По возможности незаметно вызовите полицию.
Что бы коллекторы ни говорили, как бы ни угрожали, надо помнить: они не имеют ни прав, ни возможностей выполнить свои угрозы. Это не правоохранительные органы, не суд, а частное лицо, как и вы. Главное — не бояться и знать, что у вас есть законные методы воздействия на них.

Оксана СКРИПКА
Фото Анастасии ФИРСОВОЙ

comments powered by HyperComments