Есть в Санкино железная дорога



В этом году исполняется 120 лет с открытия движения по Алапаевской узкоколейной железной дороге. И мы начинаем серию материалов о том, как предприятие, называемое теперь ОАО АУЖД МО Алапаевское, живёт сегодня. Наша первая публикация посвящена депо посёлка Санкино, стоящего на 114-м километре главного магистрального пути.

Начальник депо Пётр Бабахов работает на АУЖД со 2 сентября 1983 года. Пришёл в депо Санкино учеником главного кондуктора грузовых поездов. И так здесь и остался.
— Моя основная задача — обеспечить бесперебойную, безаварийную работу нашего железнодорожного узла, — спокойно объясняет он.

 

Каждый при своём деле
В депо тихо. Все заняты своим делом. Но вот внизу слышен шум — это вернулся из рейса пассажирский поезд.
— Сколько человек в вашем коллективе и чем они занимаются?
— Вместе со мной в депо работает 21 человек. Расскажу обо всех по порядку, — отвечает Пётр Петрович. — Начнём с дежурных по железнодорожной станции Санкино. Их четыре человека — Татьяна Михайловна Запаренко, Ольга Александровна Коростелёва, Надежда Николаевна Рогачёва, Алёна Петровна Бабахова. В обязанности дежурного входит исполнение графика движения поездов. График работы — скользящий, по 12 часов.
Также на станции работает кассир, она же уборщик бытовых и производственных помещений Светлана Викторовна Шишкина. Её обязанности — наведение чистоты и порядка, а также продажа билетов ночью на поезд №1/2.
Кроме того, у нас есть четыре слесаря-ремонтника — Михаил Евгеньевич Калганов, Александр Николаевич Позняк, Павел Алексеевич Бедулев, Владимир Валерьянович Мошкин. В их обязанности входит ремонт подвижного состава, например, замена буксы или подшипников. Дело в том, что у нас в депо постоянно находится примерно 60-70 грузовых вагонов. Пассажирский вагон здесь только один. Плюс три тепловоза ТУ-4. Выпущены тепловозы свыше полувека назад, но от первоначальных остались, пожалуй, только рамы, остальное — тележки, колёсные пары, карданы, двигатели — заменено.
Ещё слесари выполняют зимой работу кочегаров — отапливают депо. Их смена длится 12 часов.
Далее назовём машинистов тепловоза. Их на сегодняшний день у нас двое. Первый, Владимир Петрович Шишкин — машинист со стажем, работает на дороге с 1984 года, а до этого был машинистом в леспромхозе. Второй, Алексей Владимирович Филипьев, работает у нас всего 5 лет. В обязанности машинистов входят пассажирские перевозки Санкино-Калач, поезд № ¾, работа с монтёрами пути, вывозка груза. Например, сейчас в Калаче предприниматель пилит лес, машинисты подают туда порожние вагоны, вывозят гружёные. А также пять дней в неделю привозят и отвозят школьников из посёлка Муратково.
Например, сегодня утром машинист съездил за школьниками, затем привёз монтёров пути на участок для замены шпал. Этим же тепловозом повёз в Калач специалиста по доставке пенсии. А когда приехал, забрал школьников и отвёз их в Муратково.
Ещё у нас есть проводник пассажирского вагона Павел Александрович Носов. 9 месяцев в году работы у него достаточно много: 3 раза в неделю в ночь он ездит пассажирским поездом в Калач и пять дней в неделю утром и днём со школьниками в Муратково. Получается, у него разрывной график работы.
Теперь скажем о бригаде монтёров пути. В бригаде есть дорожный мастер Алексей Валентинович Стафеев, бригадир Алексей Павлович Высоких и монтёры Людмила Геннадьевна Чехович, Алевтина Савватеевна Свяжина, Наталья Эрнестовна Тиунова, Владимир Сергеевич Чехович, Юрий Сергеевич Новосёлов, Виктор Петрович Капаченя. Из них дольше всех работают Тиунова — с 17 лет, в следующем году на пенсию, и Высоких — порядка 15 лет.
Было время, когда монтёрами пути работали в основном женщины, например, моя мама была одной из них. И что раньше, то и сейчас у монтёров тяжёлая ручная работа. Единственное, что облегчает труд, это то, что щебень сейчас разбрасывают специальные хоппер-дозаторы. А раньше щебень возили на платформах, борта открывали и вручную разгружали. В остальном работа не изменилась. В обязанности монтёров входит следить за исправным состоянием путей: то есть замена шпал, ремонт стрелочных переводов, очистка путей от грязи и снега.

 

Будни ДЕПО начальника
На рабочем столе начальника депо нет ни компьютера, ни стационарного телефона. Всю документацию Пётр Петрович ведёт вручную. А с подчинёнными и начальством связывается по сотовому.
— Пётр Петрович, расскажите, как проходит ваш рабочий день?
— Обычно мой день начинается с половины восьмого утра. Первым делом иду к дежурной по железнодорожной станции. Смотрю, как прошла ночь — нет ли каких-нибудь происшествий. Хотя если что-то произошло, ночью в известность поставят. В восемь утра они как раз меняются. И я даю дежурной задание на рабочую смену, рассказываю, в каком тепловозе кто, куда и зачем поедет. Затем собираю маршрутные листы машинистов.
Следующий мой шаг — иду в депо. Первым делом обязательно проверяю работу кочегаров. У котлов смотрю температурный режим — сколько на выходе, сколько на «обратке». После этого иду к монтёрам пути. Точно так же даю задание на смену: например, говорю, поедете на такой-то километр, будете рубить кустарник. Или как сегодня: откапывать водопропускные лотки вдоль дороги, чтобы паводковой водой не размывало насыпь. Пока дал задание, в 8:15 прибыл тепловоз со школьниками. Подхожу и обязательно интересуюсь у проводника, как дела, может быть, есть какие-то вопросы…
Потом поднимаюсь в кабинет. И начинаю обсчитывать маршруты — помечаю, сколько машинист истратил дизельного топлива, проехал километров, сколько времени отработал. После того, как все бумаги заполнил, докладываю в управление о проделанной работе…
— А в конце дня?
— Заканчивается день тем, что встречаю монтёров пути, которые приезжают примерно в пять, полшестого или в шесть вечера — по разному. Обязательно узнаю, как отработали, всё ли сделали, всё ли нормально. Захожу к кочегарам и даю напутствие. Потом снова на станцию. И домой.

 

Ремонты сокращают путь
Пётр Петрович утверждает, что благодаря систематическим и целенаправленным ремонтам за последние восемь лет узкоколейную дорогу привели в нормативное состояние. Более того, ремонт верхнего строения пути позволил сократить перегонное время на участке между Санкино и Калачом. Судите сами: если раньше путь до Калача поезд преодолевал за три с лишним часа со скоростью 15 км/ч, то теперь со средней скоростью 20 км/ч время в пути до Калача составляет 2 часа 5 минут. Кроме того, ежегодно проводится ремонт тепловозов, закупаются запчасти, меняются детали.
— С приходом нового директора АУЖД Олега Рудольфовича Булатова на дороге провели очень много ремонтов, — рассказывает Пётр Петрович. — И самое главное — верхнего строения пути. А два года назад был капитально отремонтирован мост в Муратково. На сегодняшний день проведены проектные работы капитального ремонта железнодорожного моста через Туру, а также ведутся работы по составлению проекта на ремонт моста через речку Санкино на 122-м километре.
Продолжается замена шпал. В 2017 году бригада монтёров пути депо Санкино заменила 14 тыс. 520 шпал на участке с 77-го (середина между станциями Чернышовка и Октябрь) по 150-й
км (то есть до Калача). Также произведён ремонт кровли депо, склада ГСМ и станции Санкино, в результате чего шифер заменили на железо.
…Проходя по территории между станцией и депо, отмечаю, что на путях порядок — ни бытового мусора, ни строительного сора. Даже старые шпалы аккуратно сложены в стороне от линии. На мой вопрос, не проводили ли субботник, Пётр Петрович удивлённо отвечает: «Да нет, ещё не проводили… А порядок поддерживаем обязательно. За этим монтёры пути следят».

Анна ОЩЕПКОВА
Фото автора и А. РЯПОСОВА

comments powered by HyperComments