14.06.15

Когда идут к детскому психологу

Наш эксперт, Марина Секачева, рассказала нам о самых распространенных психологических проблемах, с которыми приходят к детскому психологу сегодня, и главное — как их удаётся разрешить.

Боишься ли ты темноты?
«К нам в центр обратилась бабушка с 12-летним внуком, который не мог заснуть один в комнате с выключенным светом. Страх темноты преследовал ребёнка, он боялся ходить в тёмный туалет, стал тревожным и беспокойным».
— Оказалось, что его мама живёт в другом городе, папы нет, и мальчик остался на воспитание с бабушкой. Он был очень привязан к ней и долгое время спал вместе с бабушкой. А в этом возрасте ребёнку важно спать отдельно, на своём спальном месте. Чтобы помочь, приходилось работать как с бабушкой, так и с её внуком. Конечно, подросток переживал разлуку с мамой, и это была одна из причин возникновения страха. Поэтому необходимо было чаще встречаться и общаться с матерью.
Боязнь темноты — один из самых распространенных страхов, которые появляются у детей в возрасте 4-5 лет. Что с этим делать? Ни в коем случае не нужно заставлять ребёнка засыпать в тёмной комнате. Это можно делать только с его согласия. Лучше всего оставлять в комнате зажженный ночник или торшер. Не стоит гасить свет в коридоре, чтобы ребёнок мог без страха сходить в туалет.
Уговоры не бояться обычно не действуют, поэтому стоит превратить процесс преодоления в игру. Именно в дневное время старайтесь обыгрывать с ребенком ситуации, которые вызывают у него страх или тревогу. А вечером перед сном лучше почитать сказку и просто побыть вместе какое-то время. Но ни в коем случае нельзя запугивать детей бабайками, которые, «если не будешь спокойно лежать, придут и утащат тебя». Страх в этом случае только усилится.
Не стоит недооценивать страх темноты. Если с ним не бороться, то, повзрослев, человек может обнаружить у себя настоящую фобию. Боязнь может уйти в глубину подсознания, и тогда избавиться от неё полностью будет практически невозможно.

Не хочу учиться!
«Во вполне благополучной, полной семье у восьмилетнего ребенка изменилось поведение в школе. Он вертелся на уроках, не слушал учителя, конфликтовал со сверстниками и в итоге стал всё чаще пропускать занятия»
— В этом случае стоит определить причину такого поведения. А причин агрессии и нежелания учиться множество: не сложились отношения с учителем или одноклассниками, отсутствует мотивация на обучение. И только выявив мотивы, можно скорректировать поведение ребёнка и отношение родителей. В данном случае у мальчика не было интереса к учению, отсюда все проблемы. Заинтересованность в получении знаний ему должны были привить родители. Значит, что-то упустили. При низкой мотивации школа начинает привлекать именно своей внеучебной деятельностью.
Но нельзя сказать однозначно, что виноваты только родители. У мальчика могли не сложиться отношения с учителем. От этого тоже никто не застрахован. Что делать, если вы с этим столкнулись? Нужно настраивать его на обучение, объяснить ему, что у каждого в семье есть свои обязанности. Так, мама и папа ходят на работу, зарабатывают деньги и обеспечивают семью, а обязанность ребенка – ходить в школу и стараться хорошо учиться. Никто за него это не сделает. И не забывайте хвалить ребёнка, и почаще. Это одна из главных мотиваций на учёбу.
Если не получается справиться с ситуацией, не нужно пускать всё на самотёк и думать, что и так всё пройдет. Со временем может стать только хуже. А поскольку родительские убеждения иногда не срабатывают и дети чаще прислушиваются к мнению постороннего человека, не стоит избегать детского психолога.

Фото с сайта http://m.nasha.lv

Тотальный контроль
«Дочь-первоклассница начала конфликтовать с матерью. Устраивала протесты, истерики. Главное требование ребёнка — всё делать самостоятельно. Мать же продолжала всё делать за неё».
— В 7-8 лет идёт осознание своего «я», себя как личности. И стремление к самостоятельности — это нормально, так и должно быть. В данном случае нам пришлось поработать именно с мамой, чтобы она изменила своё отношение к ребенку. Контроль за действиями дочери должен быть, но важно, чтобы он был незаметен. Пусть она сама делает домашние задания, моет посуду и выполняет другие домашние дела. Пусть пробует, пока у неё есть желание! Иначе потом оно может совсем исчезнуть. Даже если у неё плохо получается, нужно позволить ей чувствовать себя самостоятельной. А когда она закончит, можно и перемыть, и перестирать, и перебрать и так далее.
Современные родители зачастую в спешке сами одевают, кормят ребенка. Эта излишняя опека может только навредить ему. Позже к нам приходят на прием родители уже с подростками, которые ничего сами не хотят делать, объясняя это тем, что они такие плохие, у них ничего не получается. Это как раз последствия того, что в своё время детям не дали самостоятельности, а когда они что-то делали, укоряли их за ошибки. Если мама говорит «из тебя ничего не выйдет», у ребенка вообще руки опускаются. В результате он и учится на «тройки», хотя может гораздо лучше. Коррекцию в таких случаях проводить намного сложнее — личность уже сформировалась с этой проблемой.
В нашей же истории мама со временем пересмотрела своё отношение: скрепя сердце стала доверять домашние дела дочери, лишь проверяя сделанное. Такие сложности в отношениях родителей и детей могут появиться в любой семье и в разном возрасте, всё зависит от темперамента, от личностных особенностей. Стремление к самостоятельности у детей может проявляться уже с 4-5 лет.

Фото с сайта http://www.boro.gr/

Сам себе на уме
«14-летний подросток в одной из районных школ перестал посещать занятия. Он воспитывается в полной благополучной семье. И родители не могли понять, что случилось. А в это время из-за систематических прогулов ребёнка поставили на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних. И маму обязали обратиться с проблемой к психологу».
— Когда родители с утра до вечера на работе, им некогда заниматься детьми. Для них главное, чтобы они были сыты и одеты. Они зарабатывают деньги, чтобы обеспечить семью, а ребёнок предоставлен сам себе. Возможно, в какой-то момент у него перестало что-то получаться в школе. А поскольку ни мама, ни папа особо не интересовались его успехами и неудачами, то непонимание продолжало накапливаться. Более того, узнав о проблемах в школе, родители прямо заявили, что из него ничего не выйдет, ничего он в жизни не добьется. И в какой-то момент подросток просто перестал посещать уроки: а зачем, если всё равно ничего не получится?
Здесь большая работа проводилась с родителями, им проговаривалось, что можно, а что нельзя говорить ребёнку. А чтобы изменить модель поведения взрослого человека, на это требуется намного больше времени и усилий. С подростком мы работали над повышением как мотивации к обучению, так и самооценки. Хотя коррекция в подростковом возрасте тоже сложная и длительная.

Фото с сайта http://www.boomer-livingplus.com/

Подготовила
Анастасия ФИРСОВА

Марина Секачева, опытный педагог-психолог центра помощи семье и детям «Гименей», помогает разрешить возникающие трудности уже седьмой год подряд. Детские страхи, возрастные кризисы, непонимание в семье и даже психо-соматические проблемы (заикание, нервный тик), — с какими только трудностями не обращаются за помощью к психологу! Скорректировать можно любое поведение, признается Марина Михайловна, главное – не упустить момент.
comments powered by HyperComments