Маленький домик, русская печка


Ученица школы № 4 Александра Милькова долго размышляла над тем, что выбрать в качестве основы творческого проекта для школьной олимпиады по технологии. Вместе с педагогом Ларисой Александровной Коломенцевой перепробовала множество вариантов, но ничего ей так и не приглянулось…

Заглянуть внутрь дома можно, откинув крышу

Однажды, обсуждая с Ларисой Александровной возможности лепки из глины, Александра как-то случайно вспомнила о Нижнесинячихинском музее-заповеднике. Мысль у обеих возникла почти одновременно: а почему бы не сделать ландшафт? Ведь проект нужно было создавать на местном материале.
С этой идеи и началась для ученицы и её учительницы долгая исследовательская работа по изучению и созданию уменьшенной копии Нижнесинячихинского музея-заповедника деревянного зодчества и народного искусства им. И.Д. Самойлова.
— За это время мы несколько раз съездили в музей, разговаривали с директором Валентиной Анатольевной Ращектаевой, которая с удовольствием шла нам на встречу, помогая и подсказывая в выборе книг. Снимали местность заповедника с разных ракурсов, изучали биографию создателя музея И.Д. Самойлова, — вспоминает А. Милькова. — Я открыла для себя этот музей и его основателя с совершенно неожиданных сторон. Узнала то, над чем раньше просто не задумывалась. Прочувствовала уникальность собранных архитектурных памятников и подлинную ценность нашего музея…

Макет крестьянской избы размерами 50 на 60 сантиметров

Девушка долго подбирала материалы: из чего слепить (или связать) и чем раскрасить траву, какой сделать переносную коробку для макета, на что крепить все элементы, а главное, какую именно взять глину, чтобы она не трескалась и не рассыпалась… Говорит, ей очень помогло художественное образование: она окончила художественное отделение детской школы искусств им. П.И. Чайковского. Умея подбирать цвета, работать с различными материалами, не стесняясь обращаться за советом и помощью к другим, Александра смогла достигнуть цели – создать свой макет, а также написать исследование, подготовить достойную презентацию. И вот заслуженная победа на школьной олимпиаде.
А потом на XIII Всероссийской олимпиаде школьников по технологии в г. Армавире в 2012 году среди девятиклассников Александра Милькова стала призёром (всего было 2 победителя и 10 призёров). Тогда на олимпиаду съехались участники из 58 субъектов РФ. Это была её первая большая победа.
— А что же дальше?
— На полученный президентский грант мы с мамой отправились по «Золотому кольцу России». В той поездке я увидела всю красоту русского зодчества. И в то же время ещё раз убедилась в уникальности Нижнесинячихинского музея. Почти каждого экскурсовода я спрашивала о домовой росписи и в ответ получала встречные вопросы, потому что никто из них даже и не слышал о таком явлении, — вспоминает Александра. — И тогда я уже твёрдо знала, что следующим моим проектом станет уральская роспись.
Но как же её представить вне интерьера? И снова, пройдя череду проб и ошибок, Александра Милькова пришла к выводу — нужно создавать избу. И не какую-нибудь, а точную копию представленной в музее усадьбы зажиточного крестьянина XIX века с расписанной белой горницей. Но как непросто оказалось это сделать…
— С родителями мы снова и снова ездили в музей, измеряли сантиметровой лентой все параметры, фотографировали все элементы, и больше всего белую горницу, — сообщает автор. — А ещё я много читала. Особенно мне помогли исследования Ивана Даниловича Самойлова… Знаете, когда мне было трудно — что-то не получалось или я сильно уставала, — то всегда смотрела на его портрет. И это меня вдохновляло.

Все здания — глиняные, трава сделана из опилок, а вода — из клея ПВА

Ей пришлось с самых азов овладеть техникой уральской домовой росписи, чему её научила О.И. Тамко. Причём создавать её не только в натуральную величину, но и маленького размера.
К назначенному сроку макет, являясь точной уменьшенной копией реального здания, с миниатюрной мебелью и утварью, русской печью, ребёнком на стульчике, с окнами, дверью, цветами в горшках, росписью и даже подсветкой, был готов.
При его изготовлении девушка использовала множество техник: вязание крючком, вышивку набивную, гладью и крестиком, лоскутную пластику, ткачество, гильоширование, лепку из глины, бумагопластику, домовую роспись по дереву, конструирование… Для презентации Александра даже создала специальное платье — белое с уральской росписью.
И вот её работа — лауреат Всероссийской олимпиады школьников по технологии (Липецк, 2013 год), победитель областной научно-практической конференции (Екатеринбург, 2014 год).
А что же дальше?
Сегодня Александра Милькова уже выпускница школы № 4. Она подала документы в несколько вузов и ждёт результатов по зачислению.
— Мне хотелось бы связать свою жизнь с дизайном или архитектурой. Работая над проектом, я поняла, что больше всего мне интересна сфера деятельности, связанная с конструированием, моделированием, проектированием, — рассказывает Александра. — Всем ребятам, которые ещё не могут определиться с выбором профессии, я бы хотела сказать: ищите, пробуйте, подбирайте. И в поиске вы обязательно найдёте то, что вам по душе.
Со своими макетами девушка обошла и объехала много различных выставок, конкурсов, семинаров. Она подготовила интерактивные экскурсии, которые с удовольствием проводила как детям, так и взрослым. Умению держаться перед зрителями ей помогло выступление в спектаклях детского музыкального театра «Барабашка».
Теперь макет ландшафта станет достоянием Нижнесинячихинского музея-заповедника, а крестьянской избы — городской школы № 4.

Анна ОЩЕПКОВА
Фото автора и А.Устьянцева

comments powered by HyperComments