Мультимедиа для самых маленьких


Применение инновационных технологий в работе с дошкольниками обеспечило воспитателю алапаевского детского сада неоспоримую победу в конкурсе на соискание премий губернатора Свердловской области. Речь идет об использовании интерактивной доски в образовательном процессе, которая чаще встречается в начальных и средних школах, нежели в детских садах. Но Елена Хорькова вместе со своими коллегами успешно освоила это техническое ноу-хау и применила в работе с малышами.

МАСТЕР-КЛАСС В ЭКСТРИМЕ

24 октября на базе екатеринбургского детского сада № 152 «Аистенок» проходил финальный этап конкурса среди педагогов дошкольных учреждений на соискание премий губернатора Свердловской области. На заочном этапе все участники отправляли конкурсной комиссии документы и конспекты занятий, после чего были выбраны семь финалистов со всей Свердловской области в номинации «Педагог дошкольного образования». Финальный этап состоял из двух частей: представление опыта своей работы в режиме мастер-класса и непосредственные занятия с детьми детского сада «Аистенок».

К сожалению, в екатеринбургском детском саду, на базе которого проходили конкурсные занятия с дошкольниками, не оказалось в наличии интерактивной доски, поэтому Елена Александровна была вынуждена с помощью мультимедийного проектора и экрана представить хоть какие-нибудь элементы своей работы в формате видеоряда. Мастер-класс также пришлось заранее снять на видео в детском саду поселка Западного, чтобы представить его конкурсной комиссии. Елене Александровне оставалось только комментировать происходящее и отвечать на вопросы.

ТОТ ЖЕ КОМПЬЮТЕР, НО БОЛЬШОЙ

Елена Хорькова

— С помощью использования интерактивной доски обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим, — рассказывает Елена Александровна. — Развивающие игры на интерактивной доске отличаются своей динамикой, присутствием звука. В это время работает не только зрительное восприятие, но и тактильное: ребенок сам может подойти к доске и нажать на предмет, перетащить его касанием пальца в нужное место и тут же увидеть – правильно или не правильно он сделал. Программа развивающих занятий, игр разрабатывается непосредственно самим воспитателем в зависимости от возраста детей.

Появилось новое техническое средство обучения в детском саду поселка Западного благодаря тому, что в 2009 году они выиграли областной грант в размере 250 тысяч рублей. На эти средства и была приобретена интерактивная доска в 2010 году. И вот уже два года воспитатели успешно используют её в образовательных целях.

— Мы могли купить на эти деньги несколько хороших компьютеров, — рассказывает заведующая детским садом № 15 Ирина Фоменко, — но в наш век развитых информационных технологий нам этого уже было мало и мы приняли решение приобрести интерактивную доску. Это тот же компьютер, но большой, с которым можно заниматься всей группой. Многие сомневались в необходимости использования этой доски в работе с маленькими детьми. Но мы изучили колоссальное количество информации: эту доску активно используют в детских садах и центрах дошкольного развития как у нас в стране, так и за рубежом, и даже при работе с детьми с ограниченными возможностями. Ребенок при работе с интерактивной доской не просто смотрит на экран, он может сам участвовать в развитии сюжета развивающих сказок и виртуальных путешествий. С помощью простых движений руки на экране оживают сказочные герои, распускаются цветы. Каждый день — открытие для малыша! И это ещё малая толика того, что мы успели изучить и применить в своей работе.

ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО В ДЕТСКОМ САДУ

Знакомство воспитанников детского сада с новыми технологиями

Ещё до появления интерактивной доски Елена Александровна Хорькова вместе с другими педагогами начала подыскивать методические материалы, разработки занятий с детьми дошкольного возраста. Но когда стало понятно, что этих материалов недостаточно, чтобы организовать полноценные занятия, Елена Александровна начала самостоятельно разрабатывать развивающие игры для своих воспитанников. И постепенно подключала к этой работе и других педагогов. Сейчас, по словам заместителя заведующей по воспитательной и методической работе Надежды Шестаковой, большая часть воспитателей является участниками интернет-сообщества по обучению работе с интерактивной доской под руководством опытных педагогов.

— Некоторым нашим воспитателям сложно работать с новой техникой, — говорит Надежда Шестакова, — но они стремятся, стараются. Елена Александровна всегда приходит на помощь своим коллегам. Это постоянная игровая учебно-познавательная деятельность для ребенка. Использование интерактивной доски на занятиях в детском саду позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. И даже тихие неактивные дети включаются в процесс игры и становятся более общительными. Ведь при работе с интерактивной доской ребенок не остается один на один с компьютером, он взаимодействует и с другими ребятами, которые стоят рядом и помогают ему. Это помогает нам развивать с раннего возраста информационную культуру у ребенка, компьютерную грамотность. И это важно, поскольку сегодня сплошь и рядом мы наблюдаем бесконтрольное времяпрепровождение перед компьютером и телевизором с самых малых лет.

НОВАЯ МЕЧТА

Стоит сказать, что опыт использования интерактивной доски именно в дошкольных учреждениях в Свердловской области совсем небольшой. Поэтому опыт алапаевского воспитателя Елены Хорьковой был совершенно новым, и от этого было одновременно и сложнее, и интереснее представлять свою работу на областном уровне. Радует, что этому опыту последовали и другие дошкольные учреждения Алапаевска: совсем недавно детский сад № 42 тоже приобрел интерактивную доску для работы с детьми с ограниченными возможностями.

А в детском саду № 15 поселка Западного теперь новая мечта – приобрести интерактивный столик (мобильный стол с сенсорной панелью). А поскольку в этом коллективе мечтать – значит действовать, будем ждать новых результатов!

А. ФИРСОВА
Фото из архива д/с №15

comments powered by HyperComments