18.05.13

Неправильный выбор усложняет жизнь

Пришло время выбирать, куда пойти учиться

Пришло время выбирать, куда пойти учиться

— Пойду на социолога, в УРГПУ или РГППУ, — говорит Юлия, учащаяся 11 класса одной из городских школ.
— Почему именно социология? – спрашиваю.
— Просто так, надо же куда-то поступать. А здесь я по результатам тестирования могу пройти. Интересна ли мне социология? Нет! Я даже не представляю, буду ли я работать по специальности. Но поступать буду, и параллельно с учебой буду заниматься профессиональным футболом, потом выучусь на фотографа. Вот это, действительно, то, что мне интересно.

Наш корреспондент побывала в двух школах, разговаривала с учащимися выпускных классов. И подобный диалог, к сожалению, не был исключением. В классе из 20 человек одной из школ больше половины поступают не туда, куда бы им хотелось, или с чем связаны их интересы, а туда, куда проще поступить. «Главное, чтобы зачислили в вуз, а там посмотрим…», — отвечают школьники. И многие из этого же класса хотят поступать на экономический или юридический факультеты. Немало желающих пойти учиться на муниципальную или госслужбу. Прозвучал также факультет менеджмента, хотя, как выяснилось из разговора, четкого представления о том, кто такой менеджер и чем он занимается, у старшеклассников нет. «Ну, буду сидеть в офисе, бумажки перебирать…»,- говорит девушка о работе менеджера.
Единичны случаи, когда подростки уверенно заявляют, что они знают, где будут работать, или хотя бы будут пытаться устроиться по конкретной узкой специальности. Так, например, один старшеклассник собирается поступать в военное учебное заведение. И это не просто его желание, он уже оценил все риски, подтянул успеваемость по определенным предметам, которые ему будут нужны для поступления, и следит за состоянием здоровья, что в данной профессии играет не последнюю роль. Другая девочка планирует поступать в университет путей сообщения, и она просчитывает уже некоторые варианты трудоустройства по выбранной специальности.
По данным Алапаевского центра занятости, в нашем городе экономист и юрист – одни из самых невостребованных профессий. Причем в этом списке они уже давно и в ближайшее время, по словам специалистов, вряд ли что-то поменяется. Также совершенно не востребованы менеджеры по кадрам, управлению персоналом. А требуются как раз-таки больше рабочие специальности: токарь, электрогазосварщик, электромонтер, станочник широкого профиля, зоотехник, фельдшер (чаще для работы в сельской местности).
Однако в некоторых учебных заведениях усилиями классных руководителей удается добиться неплохих результатов по профессиональной ориентации учащихся. Так, в классе из 15 человек одной из школ практически половина учеников собирается посвятить себя медицине. А специалисты-медики сегодня очень востребованы в любом городе и регионе. Зная, что в подобные вузы не так просто поступить, школьники рассматривают несколько вариантов учебных заведений.
— Мы не один и не два года помогаем нашим учащимся определиться в выборе будущей профессии и учебного заведения, где можно получить необходимый багаж знаний, — говорит классный руководитель Лариса Михайловна. – Конкретно для нашего класса был разработан проект по профессиональному самоопределению. Были организованы и выставки, и экскурсии, писали сочинения, делали презентации возможных профессий и многое другое. Но даже этого иногда бывает недостаточно, чтобы школьник определился.
Мы пообщались со специалистом Алапаевского центра занятости, инспектором 1-й категории Людмилой Плискиной о том, что же мешает определиться в выборе профессии нашим школьникам.
— К сожалению, всё меньше выпускников школ осознанно выбирают себе профессию. Всё чаще работают не по той специальности, которую получили в учебном заведении. Окончили факультет психологии — пошли работать менеджером по рекламе. Такое сплошь и рядом. А бывает, что ошиблись в выборе: выучились на юриста, и рады бы пойти работать по специальности, но вакансий свободных нет.
В силу своего возраста большая часть старшеклассников не осознает всю серьезность выбора своей будущей профессии. И главная проблема в том, что у нас в школах, к сожалению, отсутствует система профессиональной ориентации детей, подростков. Если этим и занимаются, то в основном классные руководители и уже в выпускных классах – 9, 10, 11. А нужно начинать ещё с начальной школы. Чтобы активно к этому процессу подключались родители. К примеру, в младших классах мамы и папы могут прийти и рассказать о своей работе. В классах постарше детям можно предложить во время каникул подработать в тех или иных организациях. Хотя далеко не все руководители соглашаются взять к себе школьника на подработку. Мероприятия профессиональной ориентации не должны носить разовый характер, они должны быть в системе, из года в год. Конечно, одному классному руководителю здесь не справиться, нужен дополнительный специалист. Тогда могут появиться конкретные результаты.

Анастасия Фирсова
Фото А. Бабаевой

comments powered by HyperComments