23.11.16

Трудности ОСАГО

Фото с http://img5.dp.ruАвтовладельцы города и района обращаются в редакцию «АИ» с просьбой написать о произволе страховых компаний в Алапаевске. Застраховать свой автомобиль не так-то просто, одного желания и денег для этого недостаточно. Страховщики отказывают людям в продаже договоров ОСАГО из-за возраста автовладельца и года выпуска автомобиля, а также навязывают дополнительные услуги.

Рассказывают жители
Татьяна Попович с мужем приехала в Алапаевск из посёлка Махнёво. Они столкнулись с тем, что полисы ОСАГО есть далеко не во всех страховых компаниях. А при их наличии сотрудники сразу предупреждают: без дополнительного «добровольного» страхования договор ОСАГО с вами никто не заключит. За полисами выстраиваются очереди, все ругаются и от безысходности соглашаются на условия страховых агентов.
— Автомобиль для нас не роскошь, а необходимость. Из Махнёво в Алапаевск не наездишься! Чтобы заключить договор ОСАГО, нам всё-таки пришлось застраховать свою квартиру почти на две тысячи рублей. Это настоящее вымогательство! До каких пор будет длиться такой произвол? — говорит Татьяна Николаевна.
Анастасия Стафеева из Алапаевска до сих пор не может застраховать свой автомобиль как в нашем городе, так и в Екатеринбурге:
— В оформлении ограниченного полиса ОСАГО отказали из-за возраста (мне 20 лет) и небольшого водительского стажа (два года). А при оформлении неограниченного полиса страховщиков не устроил год выпуска моего автомобиля (2007 год). Это стало причиной отказа заключить со мной договор ОСАГО в Алапаевске. Здесь же мне посоветовали обратиться в головной офис страховой компании в Екатеринбурге. Но срок действия прошлой страховки закончился, а в Екатеринбурге потребовали дополнительно осмотреть автомобиль перед заключением договора, несмотря на то, что техосмотр уже был пройден. И что теперь делать? Нарушать правила и ехать из Алапаевска в Екатеринбург без страховки?

Проверили сами
Редакция «АИ» решила проверить, как действуют страховые агенты, когда к ним обращаются за оформлением договора ОСАГО. И в этом нам помог наш читатель Иван, у которого как раз подошло время заключать новый договор ОСАГО. Мы встретились в воскресенье. Как оказалось, в выходные дни в Алапаевске не везде можно застраховать свой автомобиль, но нам удалось попасть в две организации.
В первой компании женщина сразу сказала, что без «добровольного» страхования они договор ОСАГО не заключают. На вопрос, почему такие условия, женщина сослалась на работу компьютерной программы, которая без дополнительных услуг не позволяет оформлять полисы. Как называется эта программа, нам не сказали. Также мы не увидели вывески с названием компании, которая предоставляет страховые услуги. Попросили сотрудницу уточнить эту информацию, но она так и не смогла назвать организацию, в которой работает.
Во второй компании нам дали более содержательные объяснения:
— Мы работаем от нескольких страховых компаний, и везде есть свои ограничения: допустим, по возрасту и году выпуска автомобиля. У каждой компании — разные условия. А дополнительные страховки есть везде! Отказаться от них вы можете только в головном офисе компании в Екатеринбурге. Нам предоставляют полисы ОСАГО только на условиях заключения договора по дополнительному страхованию – без этого его просто не примут. Мы всего лишь агенты этих компаний, — объясняет сотрудница страхового агентства.

Отказать не имеют правА!
За разъяснением ситуации мы обратились к юристу, главному специалисту алапаевского отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Свердловской области Андрею Комарову.
— Только ОСАГО является обязательным видом страхования. Дополнительные договоры личного страхования (жизни и здоровья), имущества носят добровольный характер в соответствии со статьёй 1 Гражданского кодекса РФ.
Отказать в заключении договора ОСАГО вашим читателям, как и другим гражданам, не имели права. Есть понятие публичного договора, и отказ в заключении такого договора, одной из сторон которой является коммерческая организация (представители, агенты страховой компании), недопустим! Это всё равно, что вы пришли в магазин за булкой хлеба, а продавец вам её не продаёт.
Так же незаконно отказывать в оформлении ОСАГО из-за возраста автовладельца, года выпуска автомобиля и так далее.
Кроме того, в данном случае действует закон о защите прав потребителей, в котором есть нормы, запрещающие обуславливать приобретение одного товара другим, навязывать предоставление дополнительных услуг. Административную ответственность за нарушение закона несут как сами страховые компании, так и её представители, агенты, — поясняет Андрей Яковлевич.
6 августа 2014 года вступила в силу статья 15.34.1 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание при этом дополнительных услуг. Нормой предусмотрен административный штраф на должностных лиц (представителей, агентов страховой организации) в размере 50 тысяч рублей. Органом, имеющим право составлять протоколы по данной статье, является Центробанк (www.cbr.ru).

Есть судебная практика
Несмотря на большой общественный резонанс, автовладельцы редко обращаются с жалобами в надзорные органы. Такой ситуацией и пользуются недобросовестные страховые компании и их агенты. Так, например, в Роспотребнадзор в Алапаевске в этом году обратилась только одна женщина с жалобой на страховщиков.
— Гражданке неоднократно было отказано в страховании ОСАГО без дополнительных услуг. При этом она обращалась в присутствии свидетелей, поэтому доказать факт нарушения для нас не составило труда, — рассказывает юрист Андрей Комаров. — Мы подали иск в суд в защиту её интересов, в котором просили обязать компанию Росгосстрах заключить с гражданкой договор без всяких дополнительных условий, а также признать действия компании незаконными и возместить моральный ущерб. В то время, как иск находился на рассмотрении суда, страховая компания заключила договор ОСАГО без всяких дополнительных условий. Поэтому Алапаевский городской суд удовлетворил наши требования частично: признал действия компании незаконными и обязал выплатить моральный ущерб.
Таким образом, мы можем помочь людям только в гражданско-правовом порядке, однако граждане не идут к нам с официальными заявлениями, — подчеркивает Андрей Яковлевич.

Куда жаловаться на страховщиков
Установить нарушение просто. Достаточно зафиксировать факт обращения, написав письменное заявление в адрес страховой компании с просьбой заключить договор ОСАГО и здесь же поставив отметку о его принятии, либо отправив его заказным письмом с уведомлением о получении. Также можно обратиться к страховщикам в присутствии свидетелей. Диктофонная запись разговора также может стать доказательством вашего обращения.
Чтобы добиться справедливости, людям необходимо массово обращаться в надзорные и правоохранительные органы: в суд, прокуратуру, роспотребнадзор, а также в Управление службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Уральском Федеральном округе Банка России Свердловской области (адрес: 620144, г. Екатеринбург, ул. Циолковского, 18). Также автомобилисты, сталкивающиеся с затруднениями при покупке ОСАГО, могут обратиться в Российский союз автостраховщиков, осуществляющий приём жалоб от страхователей на действия фирм. Бланк жалобы есть на сайте РСА. По любым возникающим вопросам можно обратиться по бесплатному телефону «Горячей линии РСА»: 8-800-200-22-75.
Кроме того, учитывая, что нарушения закона страховых компаний носят системный характер, алапаевский территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей предлагает владельцам транспортных средств обращаться в консультационный пункт потребителей по адресу: г. Алапаевск, ул. Ленина, 125, каб. 101, предварительная запись по телефону: 2-54-80. Специалисты могут подготовить исковые требования к страховым компаниям о прекращении противоправных действий, а также возврате денежных сумм, информировании лицензионного органа, а также Российского союза автостраховщиков.

Анастасия ФИРСОВА

comments powered by HyperComments